Обзор законопроектов

14.11.2013

2725b

1. Закон, наиболее массово обсуждаемый в последние годы российским сообществом – так называемый «антитабачный закон» (Федеральный закон «О защите здоровья населения от последствий потребления табака» и изменения в Федеральный закон «Об ограничении курения табака»).

Потребление табака в России действительно стало эпидемией, и государство до 2011 года не предпринимало каких-либо значимых действий для нормализации обстановки в этой области. В 2011 году был принят закон, устанавливающий алгоритм поэтапного снижения реализации и потребления табака в обществе. Его реализация началась с 2013 года закончится к 2016 году, в результате чего табачные изделия не будут продаваться в открытой выкладке, абсолютно любые рекламные и спонсорские кампании табачных предприятий будут запрещены, курение будет запрещено в барах и клубах, в любом транспорте и ближе 15 метров от входов места массового скопления людей и остановок общественного транспорта. Помимо этого вводятся достаточно ощутимые штрафы за курение в неположенных местах и очень весомые штрафы за допущенные нарушения при реализации табака и за любую рекламу табачной продукции.

Антитабачный закон существенным образом повлияет на бизнес табачных компаний в России и на коммерческую деятельность мелкого предпринимательства (ввиду того что закон предусматривает запрет на продажу табачной продукции в торговых помещениях площадью меньше, чем 50 кв.м.). Считаю, что крупным табачным компаниям нужно уже сейчас аккумулировать свои капиталы и направлять их на создание и развитие иного бизнеса, либо осуществить «конверсию» своего производства.

Безусловно, данный законопроект будет способствовать уменьшению количества потребляемого в России табака. При этом важнейшим элементом внедрения данного закона «в жизнь» является обеспечение контроля за исполнением требований закона правоохранительными и контролирующими органами. Однако государству также необходимо направлять усилия на пропаганду здорового образа жизни и отказа от табакокурения. Одними директивными и карательными методами исправить ситуацию с потреблением табака в России не удастся.

969025960

2. Законопроект, который в последние несколько недель будоражит всё юридическое сообщество – инициатива Президента РФ по объединению двух высших судов – Верховного суда РФ и Высшего арбитражного суда РФ, которое означает фактическую ликвидацию ВАС РФ.

Юридическое сообщество давно уже говорило о том, что арбитражные суды под управлением Высшего арбитражного суда являются отдельной системой судебной власти, внутри которой действуют свои толкования законов, свои правоприменительные практики, отличные от аналогичных толкований и правоприменения Верховного суда РФ. Юридическое сообщество сходилось во мнении, что Высший арбитражный суд РФ берёт на себя слишком много полномочий и зачастую под видом толкования норм права или разъяснений издавал новые нормы права, обязательные для применения всеми судами арбитражной системы. Однако все эти вышеописанные действия ВАС РФ юридическим сообществом обсуждались в положительном и благоприятном свете. В мире сложных и неоднозначных законодательных актов России ВАС РФ действительно пытался установить понятные и справедливые «правила игры», корректируя недостатки законодательства путём издания понятных разъяснений и толкований, пытался искоренять неоднородную и противоречивую судебную практику изданием рекомендаций судьям судов арбитражной системы.

На фоне ВАС РФ Верховный суд, высшая судебная инстанция по рассмотрению уголовных дел и гражданских дел с участием физических лиц, выглядит аморфным образованием, во владениях которого бесчисленное множество примеров противоречивой судебной практики, необразованность судей и неудовлетворительное материальное оснащение.

Любой практикующий юрист скажет, что ему гораздо приятнее работать в судах арбитражной системы, чем в судах общей юрисдикции (возглавляемых ВС РФ), потому что в судах арбитражной системы всё единообразно и понятно, профессиональный и моральный уровень судей значительно выше коллег из судов общей юрисдикции, технологии, применяемые при отправления правосудия, обеспечивают равный и чрезвычайно удобный доступ всех к правосудию (система видеоконференц-связи, система электронного документооборота «Мой арбитр» и «Картотека арбитражных дел»).

На фоне этого новость об объединении высших судов под началом Верховного суда РФ и упразднение Высшего арбитражного суда РФ в юридическом сообществе вызвало только негативные эмоции.

Безусловно, государству необходимо искоренять ситуацию, при которой одна и та же норма права трактуется судами общей юрисдикции и судами арбитражной системы по-разному (несмотря на то, что таких примеров немного). Безусловно, суды арбитражной системы не перестанут существовать, а судьи в основном своём большинстве останутся прежними. Но вместе с тем нельзя уничтожать всё то, что годами было наработано Высшим арбитражным судом в виде Постановлений, Разъяснений, Информационных писем и т.д. – справедливости ради нужно сказать, что никто этого пока и не делает, поскольку по-прежнему остается неизвестным, каким образом будет организована работа судов арбитражной системы под руководством Верховного суда РФ, какая судьба ожидает те разъяснения ВАС РФ, которые вступали в противоречие с судебной практикой судов общей юрисдикции по аналогичным делам. В настоящий момент в ситуации с «объединением» Высшего арбитражного суда РФ и Верховного суда РФ больше вопросов, чем полученных ответов.

 SMS

3. Нововведением, которое действительно облегчило жизнь подавляющего большинства абонентов сотовой связи (а значит подавляющего большинства жителей России), является очередной блок поправок в Федеральный закон «О связи», призванный устранить СМС-мошенничество. Каждый гражданин, имеющий мобильный телефон, получал хоть раз сообщение, например, об участии в розыгрыше дорогого автомобиля, где для подтверждения участия в розыгрыше необходимо было отправить СМС на короткий номер, или сообщение со ссылкой на интернет-ресурс, по которому, якобы, находится фотография его или друга. Вариантов СМС-сообщений мошенников несчитанное множество, однако все они объединены одним смыслом: нужно убедить пользователя отправить СМС на короткий номер. И многие, по простоте душевной или в надежде на то, что в этот раз точно повезёт, отправляли СМС и проходили по ссылкам, а потом с удивлением обнаруживали о том, что с их счетов снято несколько сотен рублей либо снятие денег со счета происходит регулярно. По мнению разработчиков данного законопроекта, ежегодно СМС-мошенники такими способами снимали с мобильных счетов граждан несколько миллиардов (!) рублей.

При этом оператор сотовой связи, который предоставляет услуги «короткого номера» мошенникам, никогда не несёт ответственности за обман абонентов – оформлять «короткие номера» и при помощи них осуществлять свою деятельность (вполне законную, по предоставлению дополнительных услуг абонентам, таких как информирование о погоде, различный развлекательный и информационный контент) может практически любой желающий, а отследить, где честная предпринимательская деятельность перетекает в мошенничество, оператор сотовой связи не имеет возможности (или желания).

Однако в начале июля 2013 года Государственная Дума приняла поправки в Федеральный закон «О связи», которые обязывает операторов сотовой связи списывать с мобильного счета абонента только денежные средства за предоставление непосредственно услуг связи. Абоненту, желающему получать платные услуги через «короткие номера», оператор сотовой связи обязан открыть отдельный счет, с которого будут списываться деньги в качестве оплаты за дополнительные услуги в пределах суммы, находящейся на этом отдельном счете.

Считаю, что данное нововведение поможет некоторым гражданам сохранить свои денежные средства, находящиеся на мобильных счетах, от рук мошенников. Однако мошенничество, особенно в таких сферах, как интернет и сотовая связь, развивается и совершенствуется очень стремительно и законодатель не поспевает за мошенниками, ищущими наживу за счет доверчивых и малоопытных пользователей современных технологий.

Алексей Аржанников, юрист ЗАО "Юридическое Агентство "Люди Дела"

 

Возврат к списку

Проблемы

Возникли претензии правоохранительных или государственных органов

Подробнее

Проекты

2015

Проект по подбору персонала на вакансию менеджер по работе с клиентами в компанию по производству и продаже бытовой техники премиум класса.

Подробнее

Новости

Обновление законодательства за август 2021

Обзор писем Минфина за август

Подробнее

Статьи

Стратегия IT-бренда работодателя в 2021 году

Удаленная работа, социальная ответственность, глобальная конкуренция за таланты, значение культуры и другие изменения, которые важно учитывать в создании стратегии IT-бренда работодателя в 2021-2022 году.

Подробнее